Распространение опыта
13.10.2024
Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
13.10.2024
Рекомендации для воспитателей
в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Каждому,
кто работает в дошкольном
учреждении, известно, что адаптация сложный
и ответственный период для
всех участников образовательного процесса. Тяжело и родителям, которые видят
слезы своего ребенка, тяжело детям привыкнуть к новым условиям, нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут,
цепляются, не дают работать, а воспитателю
нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша,
дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период
привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Как помочь
маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и
безболезненно?
Начнем с
того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в
этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко
состоит в оказании помощи именно взрослым. Чаще тревогу испытывают дети,
родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не
замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно в этом
случае проясняются родительские опасения, волнения. Важно помнить, что снижение
волнения у родителей благотворно сказывается на ребенке. Не секрет, что
взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая
свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к
педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации;
знакомить с условиями пребывания ребенка
в детском саду, режимом, питанием.
Родителям
необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя,
как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера
и поведения ребенка.
Особое
внимание обращается на исследование развития таких социальных навыков
ребенка, как:
•уверенность в себе;
•самостоятельность, инициативность;
• способность устанавливать и поддерживать отношения с
взрослыми;
•эмоциональная чувствительность;
. усвоенные простейшие нормы и правила поведения.
Важно
определить особенности семейного воспитания, выяснить:
•доверяют ли родители ребенку;
•сильно ли опекают;
•жестко ли контролируют;
•поддерживают ли детскую инициативу или подавляют;
•легко ли родители вступают в контакт;
• доверяют ли родители ребенка воспитателю или пытаются
контролировать ситуацию общения с ним;
•откровенны ли родители;
•насколько родители готовы к сотрудничеству;
• соглашаются ли они со всем или умеют отстаивать свои
интересы и точку зрения.
Ведущая
роль в процессе адаптации принадлежит воспитателю.
1. Во
время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах:
принимать детей сначала на 2 часа, затем
удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
2. Очень
часто в первые дни посещения детского сада ребенок стремится к постоянному
физическому контакту с воспитателем,
не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу взрослого, который
должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр.
Проблема может стать еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько
новых детей. Поэтому прием таких детей должен осуществляться
постепенно, не более чем 2-3 ребенка в неделю.
3. К детям
нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным,
замкнутым, сильно плачущим.
4. Воспитатель должен быть
снисходительным к плачу детей,
отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным
обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.
5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать
сказку, спеть песенку, знать много произведений
устного народного творчества: потешек, колыбельных песен, чтобы при
случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
6. Важное
место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу,
чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
7. Наглядная
информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной
на данный момент.
8. Детские
работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть,
чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
9. При
необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам
детского сада (психологу, старшему воспитателю,
музыкальному руководителю, медсестре и др.).
10. В
процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям
рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую,
спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания
обязательны.
11. Лучшее
лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок
больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости –
зайчики, клоуны, лисички и т. д.
12.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и
стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием,
пассивностью некоторых детей.
Старайтесь ежедневно беседовать с родителями, вселять
в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка. Для
каждой семьи острый период адаптации
индивидуален. Он может иметь разную длительность.
В связи с
этим говорят о трех вариантах адаптации :
- легкая адаптация —
поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
- адаптация средней
тяжести — в течение месяца;
-тяжелая адаптация —
требуется от 2 до 6 месяцев.
Воспитатель ежедневно
наблюдает за психоэмоциональным состоянием детей,
с которыми проводит игровые занятия и игры невысокой подвижности. Параллельно с
этим отслеживаются дошкольники с
трудностями в общении и повышенным уровнем тревожности. С ними и с их
родителями в дальнейшем планируется индивидуальная, более глубокая работа.
Родители
вновь поступивших воспитанников приглашаются
на консультации, при необходимости с педагогом-психологом. Здесь они делятся
трудностями в прохождении их ребенком периода
адаптации и его воспитании. Воспитатель
дает рекомендации, совместно с родителями вырабатывает стратегию
поведения в том или ином случае и методы воспитания
ребенка.
В период адаптации на стенде
вывешивается информация с рекомендациями,
как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).