Берёзка
13.04.2025
Проект
«Белая берёзка»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой
Продолжительность: краткосрочный (с 07. 04 по 11.04.2025 г.).
Участники: дети первой младшей группы «Пуговки», воспитатели,
родители воспитанников.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Актуальность.
Проанализировав
познавательное развитие дошкольников в начале года в 1 младшей группе,
выяснилось, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой.
Считаю, экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
Чтобы воспитать молодое
поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с
самого раннего возраста целенаправленно воспитывать в детях чувство
наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в
целом.
Актуальность
экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации
работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в
обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности
человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Ознакомление детей с традициями русского народа
и их сохранение - дело величайшей важности.
Если мы не научим детей
любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша
планета.
Красавицей русских лесов
называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре,
музыке, живописи, стихах.
Поэтому и возникла мысль
создать проект с детьми 1 младшей группы именно о березе, потому что это самое
первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу
можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет
малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное
время года.
Проблема:
- несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в
семьях детей;
- недостаточность знаний у дошкольников о березе
Цель:
Воспитывать чувство
уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа
русской березки средствами разных видов искусства, фольклора.
Задачи:
- познакомить детей
с березой, ее особенностями;
- расширить представления детей об образе
берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском
изобразительном творчестве.
- развивать у детей познавательный
интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
-
развивать диалогическую и монологическую речь. Расширять и пополнять словарный запас детей.
- воспитывать экологически грамотное
поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость,
любовь к природе родного края.
Задачи :
Заложить у детей основы экологической
грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Развивать интерес, любовь к природе
через ознакомление с данным объектом – берёзой.
Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
Задачи детей:
• Формировать бережное отношение, любовь
к растениям.
• Продолжать учиться играть сообща,
коллективно.
Задачи родителей:
• Закреплять знания
о берёзе за пределами детского сада через беседы, заучивание стихов,
чтение литературы.
• Сделать с детьми аппликацию
Предполагаемые результаты:
1. Знание детьми названия дерева
берёзы и её характерных особенностей.
2. Бережное отношение детей к
природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
3. умение детей вести себя
экологически правильно в природе, различать и называть дерево - берёзу.
4. желание наблюдать, проявлять познавательный интерес, исследовать, получать
новые знания.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы по
теме, хороводные игры.
Участие специалистов ДОУ в
осуществлении проекта: привлечение музыкального руководителя.
Работа с родителями: консультация, беседы, домашнее задание (аппликация).
Продукты проекта:
Аппликации, рисунки, танец с платочками
«Мы вокруг берёзки».
Знание характерных особенностей дерева
березы на участке детского сада.
Этапы проекта:
Проект включает три основных
этапа:
•1-й - подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов
исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
•2-й - собственно исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением
природных объектов;
• 3-й - обобщающий (заключительный):
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление
полученных знаний.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала по
теме;
• подбор литературы по теме;
• оформление уголка «Мир
природы» в группе;
• наблюдение за березой на
прогулке.
Работа с родителями
- Консультация «Экологическое
воспитание детей в семье»
- Совместное творчество родителей с
детьми - аппликация
- Беседы.
Проект.
1.
Прогулка на участке детского сада.
Цель: знакомство с березой. Формирование знаний о дереве
береза, умения отличать ее по характерным признакам: цвет, кора, листья,.
2. Сбор (совместно с детьми) коллекции
природного материала (березовые веточки, листочки: зеленые и желтые).
Оформление из природного материала уголка природы в группе.
3. Изобразительная деятельность,
тема: «Белая береза».
Конспект образовательной деятельности
(приложение 1).
Выставка детских работ.
4. Работа с родителями – домашнее
задание: аппликация «Наряди березку». Цель: привлечь
родителей к совместной деятельности со своими детьми. Материал: трафареты
заготовки ствола березы на картоне, цветная бумага клей для каждого
ребенка.
Выставка детских работ.
5.
Подвижные игры:
«Кто больше соберет листочков», «Беги туда, куда скажу».
6. Разучивание стихотворений
и загадки
Чтение наизусть стихов,
формирование любви к природе, родному краю.
Результаты:
В результате реализации проекта:
Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой
активности детей дошкольного возраста, возросло желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Вывод
Таким образом, создание
эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный
педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых
пространств, наблюдения в природе, получение новых знаний. Это позволяет, не
покидая территории детского сада, повысить речевую активность детей,
познакомить детей с родной природой, бережно к ней относиться,
ценить ее красоту, помочь детям получить новые знания, закрепить умение
наблюдать и исследовать.
Физминутка
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
Дети садятся за столы.
Физкультминутка: «Веселая березка»
Выросли березки в поле
Хорошо расти на поле! (Потягивание-руки
в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание-руки
вверх)
Вот подул веселый ветер.
Закачались тут же ветки. (Дети
машут руками)
Даже толстые стволы.
Наклонились до земли. (Руки на
поясе, приседание).
Вправо, влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет (Наклоны
вправо-влево)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет (Вращение
туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Опускают руки
через стороны).
Стихи
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
(А. Кулагина)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)
Белая берёза -
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.
Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.
Загадки
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Берёза)
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Березы)
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
•Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Береза)
•Стоит Алёнка:
платок зелёный,
Тонкий стан,
и белый сарафан.
(Береза)
Картотека подвижных игр в первой младшей группе
Листопад
Цели: закрепить
знания об осенних листьях; цвете, величине, учить передвигаться по площадке,
следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие
«листопад»
Материал: осенние
листья
Ход игры
Воспитатель: «Ребята!
Все вы будете листочками, выберете листочек, который понравится: кто желтый,
кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый
ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и
величине.
В. рассказывает: «Листья
легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают
руками.)
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся листочки. (Действия
выполняют дети с листочками.)
В
воздухе кружатся,
Под
ноги ложатся.
Покружились и уселись на землю. (Дети
приседают.)
Сели! Уселись и замерли. (Дети не
шевелятся.)
Игра повторяется 2-3 раза.
Беги к тому, что назову
Цели: напомнить названия предметов, научить бегать «стайкой».
Правила: уметь слушать взрослого.
Ход игры
Дети
стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я
скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три.
К песочнице беги!»
Дети
стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время
передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к
березе беги!»
Затем игра повторяется. Дети бегут к домику, вертолету и т.д.